Солнечная сторона
Блог на Окулус

Альтруизм - неоднозначное благо.

17.07.2012 | Солнечная сторона

Альтруизм (лат. Alter — другой, «альтруизм» - противопоставление эгоизму) - бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. «Живи для других». - Огюст Конт, фр., философ, основатель социологии

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является некоей общепринятой нормой социального поведения. В современном обществе, альтруистическое поведение одобряется и относится к скорее поощряемым.

Так ли однозначно благо альтруизма при том, что получателями блага оно чаще всего как благо и воспринимается?

Б. Ф. Скиннер анализируя проявления альтруизма пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».

Что же движет людьми, когда они совершают агрессивные, эгоистичные или альтруистические поступки по отношению к другим? Всегда ли установки и мотивация, лежащие в основе альтруистического поведения могут свидетельствовать о высоком уровне развития нравственного сознания человека, демонстрирующего высокую степень альтруизма по отношению к окружающим людям? Можно ли отнести альтруистическое поведение к стратегиям, способным уменьшить уровень конфликтности в отношениях между людьми? Является ли альтруистическое поведение формой миротворчества в социальных и личностных взаимодействиях?

Из психоанализа известно, что в некоторых случаях альтруистическое поведение может не быть истинным по своему глубинному происхождению, а выступать в качестве психологической защиты при бессознательных конфликтах. В таких случаях альтруизм, является результатом действия так называемых защитных механизмов.

При рационализации, деспотичный человек, вытесняя истинные причины/мотивы своего поведения, начинает как бы тайком влезать в чужие дела, навязывать свою помощь и участие в каждом вопросе, объясняя свои намерения чувством долга, заботы и ответственности за близкого человека. и приводит примеры того, как он пожертвовал чем-либо ради благополучия других. (Пример – материнская, или родительская гиперопека.)

Реактивное образование. При этом способе защиты из сознания вытесняются все неприглядные мысли и чувства и заменяются на противоположные. Например, злоба и агрессия меняются на доброту, зависть и ревность на заботу. Бывший агрессивным по отношению к матери, ребенок развивает по отношению к ней исключительную нежность и заботится о ее безопасности. Так за внешней слащавостью и гуманностью человека может скрываться реально существующая враждебность и злость. Обычно такие люди чрезмерно навязчивы в предложениях своей помощи, все их поведение направлено скорее на социальную демонстрацию, нежели на действительное оказание поддержки.

Альтруистическое подчинение - это механизм защиты, когда наши собственные инстинктивные импульсы могут подчиняться в пользу других людей. При этом, человек желаемое для себя, но в силу каких-либо причин запрещаемое себе, одобряет и поощряет в других. Все это происходит потому, что человек по какой-либо психологической причине (из-за строгого воспитания, душевной травмы) сдерживает свои желания и считает себя недостойным для их осуществления. Зато когда подобные же желания оказываются чужими, он с удовольствием берется за их реализацию. Существует и механизм обратный вышеозначенному, так называемое альтруистическое отречение.

Невротическая любовь – при таком механизме человек безгранично и постоянно отдает любовь другим людям: заботится, ухаживает, дарит подарки, берет на себя ответственность во всех делах и трудностях. На самом же деле он имеет огромную потребность быть любимым, и этими поступками бессознательно старается получить в ответ точно такое же отношение к себе, стать значимым и дорогим в жизни других людей.

Перечисленные формы психологических защит не являются миротворческими, поскольку конфликтная ситуация вызвавшая их возникновение остается неразрешенной, а значит потенциально конфликтогенной. Благодаря защитным механизмам психики, происходит некая адаптация внутреннего существования человека к внешним условиям.

Все защитные механизмы обладают общими характеристиками: они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.

Делая тревогу для человека менее угрожающей, их влияние тем не менее выражается в искажении, отрицании или фальсификации реальности восприятием человека.

Перечисленные защитные механизмы налагают ограничения на наше Я, требуют значительных энергетических затрат на их поддержание, и оказываются тяжелым бременем для психики. Внешне, поведение под влиянием защит, выглядит вполне альтруистичным и часто одобряется окружением. Однако, его нельзя назвать миротворческим, потому что конфликты интересов его породившие изначально, остаются неразрешенными.



Оставить отзыв
Всего отзывов: 2 | Смотреть все отзывы читать
 
 - форматирование выделенного текста
 






   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Солнечная сторона
На солнечной стороне многое видится яснее...
В начало блога
Написать письмо
Разделы блога
Статистика блога
Посетителей блога
сегодня: 39
вчера: 87
всего: 34219
Смотрите
Разделы Окулус
Текущий раздел: блоги
На главную страницуИнформация о проектеЛичная перепискаНаша почта