Наталия Бучацкая
Блог на Окулус

Денис Куталёв "Грехопадение" и... астрология! Астрологические мотивы в Ветхом Завете

29.10.2008 | Наталия Бучацкая

Кто не знает библейского сказания о первой человеческой паре! Любой школьник вам расскажет о том, как Ева, поддавшись искушению змеи ("змея"), съела запретный плод и дала его отведать своему мужу Адаму, за что людей и изгнали из сада Эдемского. Как известно, в христианстве данный сюжет, представленный в Книге Бытия (гл. 2-3), истолкован как "грехопадение", "первородный грех".

Попробуем разобраться в этой истории более тщательно. Бог Яхве, насадивший в начале времён сад в Эдеме, поместивший там созданного им человека, позволил человеку есть от всякого дерева в саду, кроме древа познания добра и зла, предупредив, что если запрет будет нарушен, человек умрёт. В этой главе Библии называется и другое чудесное древо, - "дерево жизни посреди рая". После того, как Адам и Ева вкусили плодов от древа познания добра и зла, Бог изгоняет их из сада Эдемского, чтобы умудрённые знанием добра и зла люди не вкусили также плод вечной жизни и не уподобились бы Богу.

Многие детали истории "грехопадения" позволяют предположить в ней наличие астрологического подтекста. Необходимо отметить насыщенность этой легенды лунной символикой.

Во-первых, змей с древнейших времен соотносится с плодородием, женской производящей силой, лунными ритмами (это и связь с традиционным образом Лунных Узлов как головы и хвоста змея; и сопоставление вечно умирающей и вечно возрождающейся Луны со змеёй, которая омолаживается, сбрасывая старую кожу, и таким образом живёт вечно; и соотнесение цикличности лунных ритмов с образом змеи, кусающей свой хвост).

Во-вторых, центральным персонажем мифа о "грехопадении" выступает женщина, в сознании большинства народов связываемая с Луной. Кроме того, современная научная этимология возводит имя Ева к арамейскому и финикийскому "змея".

В-третьих, два райских дерева достаточно однозначно соотносятся: древо жизни, стоящее в центре Эдема, - с Солнцем, а древо познания добра и зла, ключевое в данном повествовании, - с Луной. Подтверждением связи древа жизни, дарующего вечную жизнь, с солнечными ритмами служит и его упоминание в Апокалипсисе: "Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой" (22:2). А что касается древа познания добра и зла, то его лунная символика проявлена в нескольких моментах:

древнейшие календарные системы были основаны на лунных ритмах, поэтому Луна связывалась с умением ориентироваться во времени, со знанием ключевых закономерностей жизни, а отсюда с мудростью и глубинными познаниями вообще (шумеро-аккадский бог Нанна или Син - "владыка знания"; отождествлявшийся с Луной египетский бог мудрости, счёта и письма Тот; греческая богиня чародейства и тайной мудрости Геката, связываемая с Луной, а прежде всего - с невидимой Луной в новолуние; индийский бог Луны - всезнающий Сома и др.);

крупнейший исследователь мифов Дж.Фрэзер считает, что первоначально древо познания добра и зла называлось древом смерти, в противоположность древу жизни; а Луна как раз является одним из самых устойчивых образов смерти (и последующего возрождения);

у многих народов существуют мифы, сходные с библейским, в которых бог Луны посылает гонца людям, чтобы сообщить о том, что подобно тому, как сама Луна умирает и возрождается, так и люди не будут умирать навсегда; но из-за козней корыстолюбивого и хитроумного существа (чаще всего - змея) люди лишаются бессмертия.

Исходя из того, что с древнейших времен Солнце ассоциируется с творческим, духовным началом, а Луна - с конкретным проявлением, материализацией импульса Солнца, можно проинтерпретировать символику деревьев в саду Эдема как выбор между путём прохождения через цепь воплощений (древо познания добра и зла) и существованием на более "тонких" планах бытия (древо вечной жизни). Вкусив плод от древа познания, человек приобрёл осознание времени и в том числе - своей смертности, столкнулся с необходимостью работы на материальном плане и утратил доступ в рай. Человек вступил в цепь воплощений, в "колесо Сансары", символизируемое, как известно, змеёй, кусающей свой хвост. Вот как образно это отображено в тексте Библии: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт., 3:14-15). Здесь можно найти и отголоски представлений, изложенных у Платона: о том, что изначально не было разделения на два пола; лишь после "грехопадения" мужчины и женщины были противопоставлены друг другу и осознали все свои различия. А подобная дихотомия, дуализм в астрологии опять же связываются с Луной.

Существующее в мифологиях многих народов представление о том, что змей осуществляет разъединение неба и земли, дополнительно обосновывает роль змея в библейском мифе при подобной интерпретации.

Денис Куталёв

Текст взят отсюда:

,



Оставить отзыв
Всего отзывов: 3 | Смотреть все отзывы читать
 
 - форматирование выделенного текста
 






   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Наталия Бучацкая

В начало блога

Написать письмо
Разделы блога
Статистика блога
Посетителей блога
сегодня: 90
вчера: 922
всего: 700764
Смотрите
Разделы Окулус
Текущий раздел: блоги
На главную страницуИнформация о проектеЛичная перепискаНаша почта