Калейдоскоп интересного

Пресс-дайджест информации из разных источников
mjawa
День трёх королей-волхвов - Эпифания

Чтобы не вводить в заблуждение разницей старого и нового стиля, сразу уточняю, что у нас в России, сегодня Рождественский сочельник, а Богоявление-Крещение придет 19 января. И гадать было принято как раз в веселый Крещенский сочельник, а не торжественный Рождественский. Но во многих странах мира сегодня празднуют именно Богоявление-Крещение, и самыми разными способами.

Праздник Крещения Господня или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей-магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирра.

Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с "рождественским поленом".

По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В". Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нём. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - "эпифанские огни", освещающие "путь волхвов". В этот день в последний раз зажигают ёлку, так как он завершает цикл рождественских праздников.

6 января в католических странах это также начало Карнавала (средневековое лат. carnevale - "мясо - прощай"). Карнавальный период охватывает время от Богоявления до среды на первой неделе великого поста. Хотя обыкновенно карнавалом называли последние 7-10 дней перед чистой средой, сопровождающиеся процессиями, гуляньями. Это языческое по сути действо, знаменующее праздник проводов зимы и встречи весны, не связано с христианской религией содержанием, однако сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем.

Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции). Церковь долгое время вела борьбу и пыталась вводить запреты на буйный характер Карнавала, однако ей пришлось смириться с его существованием, ограничения коснулись лишь временных рамок.

Германия Богоявление (Эпифания)- традиционный христианский праздник, отмечаемый немцами 6 января. Как правило, особое значение он имеет в землях Баварии, Баден-Вюртемберга и Саксонии-Ангальт. У католиков он также известен как "День трех королей" ("Dreikonigstag"). Протестанты иногда называют его "Большим новым годом" ("Gro&223;neujahr"). В основе празднования "Эпифании" (в переводе "явления") лежит библейский сюжет из Нового Завета. Имеется в виду история о путешествии трех королей-волхвов - Каспара (Caspar), Мельхиора (Melchior) и Бальтазара (Balthasar) - с Ближнего Востока за звездой Вифлеема, указанной им ангельским хором. Найдя лежащего в яслях младенца Иисуса, они поклонились ему и преподнесли богатые дары: золото, ладан и благовонную смолу - мирру. Вообще, в странах Древнего Востока волхвами называли мудрых людей, которым предписывали знание скрытых сил природы, общение с Богами и обладание сверхъестественной силой. Говорили, что три короля-волхва могли предотвратить удары судьбы и отвести всё злое от человека, его дома и скота.

После праздничной мессы в костеле, семья обязательно собирается на послеполуночную трапезу у камина. Угощение по обычаю должно быть как можно более богатым и обильным, "царским". Блюда, как правило, такие же, как готовились на новогодние и рождественские праздники.

Этим вечером мальчики, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями от дома к дому и благословляют их хозяев. Их называют "процессия трех королей". Лицо одного из них может быть вымазано сажей - он изображает волхва Мельхиора. Согласно обычаю, хозяин пишет над дверью дома начальные латинские буквы имён трёх королей-волхвов: "С, М, В" (Caspar, Melchior и Balthasar), указывает год и рисует крест. Это означает: "Боже, благослови этот дом". Такая надпись должна оберегать дом и его обитателей от несчастья.

Считают, что день после Дня трёх королей прибавился, а ночь отступила. В этот день в последний раз зажигают ёлку, так как он завершает цикл рождественских праздников.

Эпифания празднуется не только в Германии, но и в некоторых Швейцарских городах (Цюрихе, Берне, Лозанне, Гларусе, Цуге и др.).

Италия Богоявление, Крещение Господне (l’Epifania) – 6 января, (возрождение праздника как официального связано с декретом президента республики 28/12/1985 № 792)

В итальянских городах царит сказочно-фестивальная атмосфера. Символом этого праздника является добрая ведьма Бефана. Своим именем она обязана одному лингвистическому недоразумению. Некогда в здешнем языке ученое древнегреческое слово «Епифания» (собственно «Богоявление») превратилось в загадочное и страшноватое на слух «Бефана». Сам образ Бефаны очень древний, он существует еще с дохристианских времен, хотя сама традиция чисто христианская: Бефана приносит подарки детям в память о тех дарах, которые принесли волхвы младенцу Иисусу.

По преданию, в эту ночь добрая ведьма спускается на своей метле в дом через трубу, и оставляет гостинцы детям в их чулочках. Ей только надо непременно оставить кофейник на полке над очагом, поскольку обычно, разложив подарки, она отдыхает за чашечкой кофе, которую с утра довольные дети смогут сами помыть. А они уж, наверное, будут довольны, хотя по традиции кроме конфеты, свечей, сладостей, предназначенных послушным и хорошим, у ведьмы есть и мешок с углем для непослушных детей. Но даже он вряд ли может кого-то огорчить - эти черные угольки делаются из крашенного сахара. Они сладкие, но на вид действительно похожи на уголь. Такие "подарочки" продаются во многих магазинах.

В Риме 6 января проходит крещенская однодневная ярмарка, на которой продают сладости и сувениры, а в центре города разбивается праздничный лагерь. А в Венеции устраивается костюмированное лодочное шествие по городским каналам. В Тоскане в честь Бефаны пекут специальные песочные печенья - бефанини в форме сердечек, звезд и тому подобного, украшенные разноцветным сахаром или нутеллой. Через несколько дней, когда последние из них будут доедены, завершится марафон европейской рождественской выпечки и череда рождественских празднеств.

Франция Это один из самых трогательных праздников, проходящий в первое воскресенье января, когда пo евангельскому преданию, три восточных царя-волхва принесли подарки новорожденному Христу.

Во Франции есть еще одна традиция: в праздничный сладкий пирог «королей-магов», то есть волхвов (по-французски — «галет-де-руа»; особенно популярен увенчанный золотой бумажной короной, вариант пирога из слоеного теста с миндальным кремом), в который запекают маленькую фарфоровую фигурку. Пирог разрезают на несколько частей. Обычно на столько, сколько людей сидит за столом, плюс, еще один. Этот дополнительный кусочек называется "божьим" или "куском бедняка". Раньше такие кусочки отдавали нищим. Самый младший из детей прячется под стол, и у него спрашивают: "Чья это часть?" Тот, кому достался ломоть с начинкой, становится шутовским королем праздничного вечера. Он торжественно выпивает стакан вина, а все присутствующие хлопают в ладоши и хором приговаривают: "Король пьет! Король пьет!". По обычаю, бобовый король должен выбрать себе королеву на этот день. А потом наступает «расплата» — ему придется потратиться на следующий такой пирог для всей компании.

Здесь можно усмотреть параллель с языческим праздником: во время римских декабрьских сатурналий так же выбирали царя. Только там использовались настоящие бобы, а во Франции бобами именуются фигурки. В сезон их можно купить в хороших кондитерских, где продают целые тематические коллекции, каждый год новые: «булочная», «котята», «цирк». Кстати, среди французов уже давно существуют и кружки коллекционеров-фабофилов (от латинского fabo — «боб»)

В Провансе, на юге Франции, после полуночной праздничной мессы до сих пор подают тринадцать видов десерта (по числу 12 апостолов и самого Иисуса Христа): лесные или грецкие орехи, изюм, сушеный инжир, миндаль (эта «четверка» символизирует четыре праведных нищенствующих ордена: августинцев, доминиканцев, францисканцев и кармелитов), ромбовидные марципаны-«калиссоны» из города Экса с дынными цукатами, белую и черную нугу, айвовый мармелад-«пат», зимнюю дыню, светлый виноград, мандарины, старинный сладкий кекс «помпу» на оливковом масле, а также финики, фаршированные зеленым и красным марципаном. Кстати, темно-зеленый и ярко-красный — тоже не случайные, а весьма значимые цвета: они олицетворяют вечную жизнь и сверкающее солнце.

В Испании этот день называют по-разному: Эпифания, День Трех Царей, чаще всего – день царей-магов (D&237;a de los Reyes Magos) или волхвов (иначе Праздником богоявления). Все действа праздника происходят вокруг трех главных персонажей – это три царя Валтасар, Мельхиор и Гаспар.

Многие считают, что это переделка евангельского рассказа о поклонении волхвов-магов новорожденному Христу. В современной Испании этот праздник в общем-то светский и преимущественно детский. В этот день маленькие испанцы ждут царей-магов с подарками.

Неизменный атрибут праздника, который является нерабочим днем, - застолье. При этом трапеза непременно должна заканчиваться съеданием кекса под названием роскон (roscon), выпеченного в форме кольца и украшенного разноцветными цукатами. Цукаты символизируют драгоценные камни, которые сверкали на одежде восточных царей. "Роскон" может быть разных размеров, но в нем всегда запекается маленькая фарфоровая фигурка, чаще всего совы как символа мудрости. Тот из членов семьи, кому в кексе попадется фигурка, объявляется домашним королем на целый вечер.

В городе Камас, что находится в Андалузии, на юге Испании, есть своя традиция: каждый год к празднику здесь выпекается гигантский "роскон", имеющий по окружности 12 метров, а по высоте - два метра. Его хватает, чтобы угостить примерно полторы тысячи человек.

Для того, чтобы получить подарок волхвов, дети накануне ставят за окно ботинок или вывешивают чулок, а с утра пораньше бегут смотреть появился ли подарок. А он может и не появиться. Ведь непослушным или провинившимся детям родители вместо ожидаемого подарка во сне мажут лицо углем.

Главным зрелищем этого праздника является прибытие и шествие по улицам городов и селений царей-волхвов. Они, как правило, шествуют в сопровождении многочисленной свиты. Церемония прибытия и шествия происходит очень по-разному, в зависимости от местности, области или провинции. Например, в городе Пальма де Мальорка цари входят в город в красочных костюмах эпохи средневековья в сопровождении военного эскорта под музыку военного оркестра. А на Канарах это зрелище и вовсе носит экзотический характер: волхвы входят и шествуют по городу на верблюдах.

В последнее время дети часто могут наблюдать накануне праздника такую картину: волхвы разъезжают в грузовиках, доверху заполненных самыми разнообразными игрушками и другими подарками. Дни накануне праздника волхвов, как свидетельствует статистика, – это дни массовых покупок и больших трат в испанских семьях.

Литва 6 января традиционно празднуется День трех королей - Каспараса, Мяркялиса и Балтазараса. По улицам Старого года тянутся шествия, а на Кафедральной площади проводится интересное мероприятие.

Праздник Трех королей или иначе день Богоявления отмечается в Австрии 6 января и, как в большинстве католических стран, является официальным праздничным, нерабочим днем. Этот праздник установлен в память о поклонении младенцу Христу тремя языческими королями-магами (в православной традиции – языческими жрецами-волхвами), которые принесли свои дары: золото, ладан и смирну, - к яслям новорожденного Иисуса.

В память о Богоявлении язычникам в католических храмах в этот день совершается торжественная служба, во время которой совершаются жертвоприношения Христу: как царю — золото, как богу — ладан, как человеку — мирра. В полночь после вечерней мессы устраивается семейный ужин.

Практически ни один праздник в Австрии не обходится без специальных кушаний, вот и в этот вечер на столе обязательно присутствует «рождественское полено».

В старину на этот праздник было принято рядиться в трех королей и ходить по домам. Таких ряженых было принято хорошо угощать. Эта традиция сохраняется и до сих пор. С песнями и стихами о трех королях, рождении Христа, а также с пожеланиями здоровья хозяевам по домам ходят специально наряженные люди. Кто-то (в основном это дети), одевшись в длинные белые рубахи и с коронами на голове, изображает трех королей. Их обязательно надо угостить сладостями и дать денег. Тогда они нарисуют на двери дома знаки (например, 20+C+M+B+09).

Эта надпись происходит от языческого обычая оберега защиты от злых духов. Долгое время она символизировала первые буквы имен трех королей (Caspar, Melchior и Baltasar), однако позднее укрепилась другая интерпретация, а именно, первые буквы фразы «Christus Mansionem Benedicat», что означает «Христос одобрил бы этот дом».

С праздником трех королей в Австрии связано старинное обрядовое действо, называемое Perchten. В современной Австрии оно более не является суеверием, а организуется скорее для развлечения туристов. По поверью, начиная с 31 декабря и по 6 января со своей свитой, окруженная детьми, умершими до крещения ночами шествует Берхта/Перхта (отсюда нынешнее женское имя Берта). Однако по сути своей Берхта и злая, и добрая. Увидеть ее трудно, но именно она в зависимости от того, как вели себя дети, приносит подарки или наказывает.

Собственно, наших российских предков этот обычай никак бы не удивил. На Святках, что начинались от нашего Рождества до Крещения, было принято "рядиться в хари", ходить в вывернутых шубах с ряжеными "медведем и козой", и всячески веселиться, маскируясь в том числе под лесную-зимнюю нелюдь-нежить-нечисть. А потом, на Крещение, завершать это магическое соприкосновение с Нижним миром, в освященной всеочищающей проруби. Тем более, что православное Богоявление-Крещение 19 января еще на шаг приближает нас к дню Сретения (Праздник Свечей - Канделмас или Шанделёр), последнему, календарно связанному с Рождественским циклом.

Индия Этот день называют по-разному: Эпифания, Богоявление и также - День трех королей. Главные герои праздника - это три волхва - Валтасар, Мельхиор и Гаспар, пришедшие поклониться новорожденному Христу. Сейчас этот праздник, принял светский характер. Особенно его любят дети. В этот день многие дети Индии ждут королей-магов с подарками. Накануне вечером они вывешивают чулок или выставляют за окно ботинок, а утром смотрят, есть ли там подарок.

В этот день самым красочным из зрелищ считается прибытие и шествие трех волхвов по улицам городов и селений. Волхвы шествуют, как правило, в сопровождении свиты. Причем, в зависимости от района страны, прибытие и само театрализованное действие происходит по-разному.



Источник: livejournal
Взято с

Разделы Окулус
Смотрите
Знакомства
Текущий раздел: калейдоскоп
На главную страницуИнформация о проектеЛичная перепискаНаша почта