Калейдоскоп интересного

Пресс-дайджест информации из разных источников
Лев Мельников
Гражданин вселенной

Константин Эдуардович Циолковский - абсолютный пионер в философии космоса и в науке о живой Вселенной. У него во многом нет предтеч. Вообще, появление некоторых его идей невозможно объяснить рационально. Начнём с Земли.

Земля - скверна. Об этом уже тысячи лет твердит философия («Земля - юдоль страдания»). Но дальше революционных идей социального преобразования теоретическая мысль человечества не продвинулась. Самые радикальные идеи - социальная революция. К.Э.Циолковский в одной из статей предлагает... разобрать Землю до основания. Естественно, проблема земной «скверны» будет попросту снята. Кто из предтеч К.Э.Циолковского в философии хотя бы намекнул, покусился на такую возможность? Никто и никогда. Потому что для этого нужно быть супергением.

Человечество давно уже бредит полётами на небеса. Легенды приписывают эти идеи даже мифическому шумерскому герою Этану, а также Александру Македонскому. Об этом как о само собой разумеющемся рассуждали Лукиан, Пифагор и другие великие люди древности. Однако дальше простого посещения «обители богов» человеческая мысль не шла. Религия обещает уже постоянную жизнь на небесах (для праведников) - но посмертно, что для решения проблем науки не имеет значения.

Только Циолковский не просто сказал о возможности космического полёта, но рассуждал о будущей жизни в космосе как о неизбежном, предопределённом реальном факте для всего человечества. Это - будущее цивилизации. С его точки зрения, стремление в космос - стратегическая линия развития вида «хомо сапиенс». Такой системы взглядов мы не найдём ни у одного учёного мира. Жизнь полностью подтверждает философию Циолковского, которую он называл «космической философией».

Циолковского совершенно невозможно поставить в один ряд с так называемыми космистами. Самые крупные и самые радикальные из них - Цандер, Годдард, Оберт, Гоманн, Пирке, Эсно-Пельтри - это эмпирики данного вида деятельности, без широкого, глобального осмысления своей практики, без мировоззрения, фактически без своей философии. Они не более как практические разработчики чисто технологических проблем космонавтики. А для чего, для какой глобальной цели всё это нужно, никто из них особенно не задумывался. У Циолковского всё ясно: для будущего переселения человечества в космос. Поэтому эти фигуры мировой космонавтики совершенно несопоставимы с нашим гигантом философской мысли.

К.Э.Циолковский упразднил саму философию. До него она была чисто земной; по античному определению, она представляла собой размышление о смерти, своего рода служила утешением и приготовлением к ней. Циолковский поменял стратегические ориентиры философствования. У него задача космической философии - тоже подготовить человечество, но, наоборот, к жизни, к продолжению физического реального существования однако уже в космосе. Только он предложил оптимистическую перспективу эволюции цивилизации в противовес до сих пор господствующей философии смертобожества, пессимизма и отчаяния.

Константин Эдуардович, возможно, единственный образчик современного универсального, в духе гигантов Возрождения и Просвещения, человека, поистине энциклопедическая личность. В самом деле, вот некоторые его темы: жизнь будущего человечества в космосе; ракетодинамика; проблемы экзобиологии, высшего разума, превосходящего человеческий; строительство космических поселений и космическая архитектура; свойства человека; проблема гениальности; миры, параллельные нашему; иные существа («животные») космоса; эволюция вселенной от более тонких форм к более плотным (совершенно оригинальна в философии и космофизике) и т.д.

Циолковский внёс совершенно оригинальный вклад в практическое осуществление космического полёта: твёрдо назвал ракету в качестве такого средства, первый в истории описал космические (эфирные) поселения и жизнь на орбитальных станциях, ракетные поезда, составил чисто технологический план освоения вселенной человечеством (вплоть до других галактик и звёзд) из 16 пунктов. Первым в истории мировой науки он сказал о промышленном освоении космоса, появлении принципиально новых космических технологий, преобразовании Земли под влиянием космических исследований.

Ученый практически точно предугадал последовательность выхода человечества за пределы Земли, пророчески назвал первым человеком в космосе русского человека. Планомерное освоение и исследование планет (Марса, Венеры и т.д.), астероидов, комет, околоземного и околосолнечного пространства идёт в точном соответствии с Планом Циолковского.

Некоторые его идеи совершенно невозможно понять на современном уровне знания, как, например, превращение людей в далёком будущем в лучистое человечество и теорию эр, изложенную им устно Чижевскому. Этим он поставил перед будущей наукой принципиально новые ориентиры для познания. До таких гносеологических и рациональных глубин не добирался ни один мыслитель мира ни в прошлом, ни в настоящем. В этом плане его фигура должна быть поставлена в мировой науке и философии на совершенно особое, уникальное по своему значению для человечества, место.

О некоторых же вещах, понятых и осмысленных Циолковским, он считал, пока еще не пришло время говорить. У него оставались ещё тайны. Они ждут своего исследователя. К таким тайнам относится явный мистицизм учёного. Углублённый в себя, парадоксальный ум Циолковского проник в самые глубины Истины (для того, чтобы к ней приблизиться, надо отрешиться от окружающей среды).

Уместно в связи с этим привести слова нашего замечательного поэта, учёного и прогнозиста Валерия Брюсова: «Никто до Циолковского не мыслил такими космическими масштабами!.. Уже это одно даёт ему право стать в разряд величайших гениев человечества».

Казалось бы, какие космические полёты в бедной и разрушенной стране в 1930-е годы! Тем не менее, именно тогда в СССР (1927 год) был снят режиссером Журавлёвым фильм «Космический рейс», и консультантом его, естественно, был Константин Эдуардович. Кому же ещё можно было это поручить, как не ему - певцу космоса!

Константин Эдуардович оставил помимо 450 рукописей своих научных, научно-популярных и научно-просветительских работ также тысячи писем своим многочисленным адресатам, некоторые из этих писем он предполагал издать. Наследие Циолковского, таким образом, огромно. По оценкам специалистов, его архив освоен пока не более чем на одну треть своего объёма.

Сведения об эмоционально-аффективной сфере ученого скупы вследствие практически постоянной замкнутости Константина Эдуардовича. Даже близкие ему люди - жена, дети - не всегда догадывались о его переживаниях, а часто и вовсе его не понимали (как, например, его сыновья; более близким к нему человеком была его дочь Люба, помогавшая отцу в качестве его секретаря). Он не был до конца понятен и окружающим, в частности, изредка бывавшим у него гостям. Гостей К.Э.Циолковский вообще не очень любил и не очень жаловал. Если гость ему не нравился, Циолковский брал слуховую трубу и, по мере утомления от посетителя, менял её на всё более длинные экземпляры, которые были у него в запасе – и догадливый гость быстро уходил.

Циолковский был человеком, по внешнему виду которого абсолютно нельзя было сказать, что творится у него внутри. В большей степени он раскрывался в письмах и рукописях, вот почему их стоит публиковать и исследовать: это анамнез загадочной личности учёного.

Фанатически преданный своим идеям, оригинальный в одежде и привычках, застенчивый, нервный, возбудимый, вежливый и деспотичный (например, по отношению к своим родным), щедрый и в то же время расчётливый, он был само противоречие. Врач С.М.Блинков отмечает такие противоречия в его характере, как склонность к фантазированию и в то же время трезвость в оценке положения, своенравие и сильно развитое чувство долга, ироничность и угрюмость, мистицизм и проповедь материалистического научного знания и другие.

В быту К.Э.Циолковский бывал педантичен, пунктуален, аккуратен, раздражителен, гневлив, привязан к одной определённой обстановке и стилю жизни и к одним и тем же вещам, которые старался не менять всю жизнь, как и свои привычки. Вот такие они, гении, и вот так создаются научные и художественные шедевры и наиболее эпохальные и глубокие открытия!

Из всех гениев Циолковскому, пожалуй, досталась самая трудная жизнь. В самом деле: нищенское жалование в царское время, недоедание, болезни, презрение окружающих (даже его собственных детей), почти полная глухота, нарастающая слепота и немощь - каждого из этих несчастий достаточно для того, чтобы превратить существование в тяжёлую муку, трагедию выживания. Из семерых детей К.Э.Циолковского трое умерли в младенчестве, двое сыновей покончили с собой в юности (один отравился, другой повесился). Но Циолковский со стоической твёрдостью преодолевал все эти удары судьбы, не обращая внимания на обрушивавшиеся на него несчастья и невзгоды. Из них «Энциклопедия Британника», например, особо выделила следующие: самоубийство сына, затопление его дома и гибель многих его рукописей, отказ Академии наук признать ценность его аэродинамических экспериментов и какую-либо практическую значимость его цельнометаллического дирижабля.

Было от чего впасть в отчаяние. Тем более что жители окраинной слободки, где жил Циолковский, вертели пальцем у виска, намекая, что школьный учитель явно не в себе. Дошло до того, что Циолковский стал побаиваться людей и старался как можно больше уединяться (чему есть основания даже сейчас - гении становятся понятны только по прошествии очень длительного времени, да и то при соответствующе поставленном пиаре потомков: если нет пиара, и гений не состоится)».

В довершение отметим, что К.Э.Циолковский - это человек, как говорят американцы, который сделал себя сам. Он не имел никакого образования, не имел ни малейших средств и для самообразования и развития личности, но достиг таких высот мысли, которые не доступны людям высокообразованным, имеющим счастливую судьбу, а также состоятельным и богатым. Циолковский, как и наш М.В.Ломоносов, казалось, опроверг все расхожие истины о том, что для успеха нужны благоприятная среда, деньги и могучая поддержка. Ничего этого у К.Э.Циолковского не было, и за это его бы особенно оценили в обществе людей свободного духа.

На благо науки и во исполнение Плана Циолковского по освоению космоса, Россия с помощью созданных ею космической техники и космической технологии первой проложила путь к Луне, Венере, Марсу, к комете Галлея. Продолжается планомерное изучение космоса и Солнечной системы автоматическими зондами российского производства, в кооперации с ПАСА и Европейским космическим агентством. Впереди много новых и впечатляющих свершений, продолжающих и развивающих теоретические построения и разработки К.Э.Циолковский, идеи которого вряд ли сотрёт время....



Источник: НГН
Взято с

Разделы Окулус
Смотрите
Знакомства
Текущий раздел: калейдоскоп
На главную страницуИнформация о проектеЛичная перепискаНаша почта